Реализуется ли в жизнь проект создания «Большого Киева»?
В новом Генеральном плане Киева все проблемы территориального развития города (за исключением, пожалуй, размещения некоторых инженерных сооружений) на предстоящее пятнадцатилетие реализуются, как это предписано решением Киевсовета, исключительно в пределах существующей городской черты. Решение воистину – революционное! Такого не было за всю историю разработки генеральных планов Киева.
Ход мыслей Киевсовета в современных условиях, в общем-то, понятен. Если не принимать во внимание "доисторические" времена, то, скажем, в советский период, когда земля была "общенародным достоянием", Генплан утверждал Совет Министров Украины. Он же принимал решения об отводе городу новых земель. Но в условиях рыночной экономики вот уже почти 20 лет, как "лафа" закончилась… Все вокруг – чье-то, кому-то принадлежит.
Кстати, именно поэтому возникла объективная необходимость скорректировать пока еще действующий Генеральный план Киева, разработанный в 2002 году. В этом проекте под, несомненно, прогрессивным лозунгом создания "Большого Киева", предусматривалось прирезать столице около 60 тысяч гектаров земель, прилегающих к границам города.
Однако действующий Генплан был утвержден только Киевсоветом, а не Кабинетом Министров Украины, как все другие Генпланы. Такой порядок предусматривался новым законодательством, которым функции утверждения Генпланов были переданы местным советам. Для других городов, быть может, это и правильно, но для столицы – сомнительно. Поэтому это решение, принятое без каких-либо согласований с законными землепользователями и властями области, абсолютно никаких правовых последствий в части расширения городской территории за собой не влекло. Тем более что городские власти, конфронтировавшие с областными властями даже и не пытались что-нибудь сделать для реализации такого эпохального решения.
Когда качество и количество – взаимосвязаны
Этот пикантный момент почему-то совсем выпал из поля зрения общественности, считающей, что решение разработать новый Генплан было продиктовано исключительно стремлением "молодой команды покрыть грехи молодости" – узаконить "прихватизацию" городских земель и вопиющие нарушения функционального зонирования территории Киева.
На счет "прихватизации" и нарушений – это правда. Но все это, по большому счету, не побоюсь сказать, – мелочи, которые, так или иначе, при желании с помощью юстиции можно запросто решить собственными городскими силами – была бы только решимость и политическая воля. И новые городские власти в последние месяцы такую решимость довольно успешно демонстрируют.
А вот ориентация только на внутренние территориальные ресурсы города для его развития на ближайшие 15-20 лет - это нечто совершено новое и требует принципиально новых подходов к использованию ценнейшей городской территории. Именно такой принцип заложен в новом Генеральном плане, которым предусмотрено существенное усиление эффективности использования городских земель, повышение (естественно в пределах государственных нормативов) плотности городской застройки.
Это, в свою очередь, выдвинуло принципиально новые требования к развитию улично-дорожной сети и организации транспорта. Тем более что количество автомобилей в городе уже в 2010 году превысило показатели, заложенные в действующем Генеральном плане на 2020 год.
Справедливости ради, отмечу, что в конце 90-х начале 2000-х годов, когда разрабатывался действующий Генплан, трудновато, думаю, было предвидеть воистину взрывные масштабы роста автомобилизации – за каких-нибудь 10 лет автомобильный парк города увеличился вдвое.
Сегодня, как известно, на тысячу жителей Киева приходится около 350 машин, в том числе около 300, находящихся в личной собственности граждан. И, если раньше в этом были какие-то сомнения, то теперь есть все основания думать, что в ближайшие 10-15 лет, хочется это кому-нибудь или не хочется, мы приблизимся к показателям развитых стран по уровню автомобилизации – где-то в районе 450-500 машин на тысячу жителей.
"Большой Киев"
Все эти и многие другие тенденции развития мировых процессов урбанизации, в большинстве своем, учтены проектом нового Генерального плана.
Но есть и вопросы… Что бы там ни решала Киеврада, и как бы ни ощетинивалась область, городская черта столицы – это не Китайская стена, не Гранд Каньон и даже не забор из колючей проволоки. Достаточно, к примеру, проехать по Киевской Кольцевой от Святошино до Одесской площади, чтобы убедиться – в физическом смысле граница между городом и областью носит чисто условный характер. Уже сегодня город активно, но бессистемно выплескивается за пределы своих границ.
Еще более бессистемно застройка, имеющая абсолютно случайный характер, без какой бы то ни было увязки с инженерной и транспортной инфраструктурой Киева, накатывается на столицу на дальних и ближних подступах со стороны области. В этом пограничном слое сегодня подспудно формируются тяжкие проблемы перспективного функционально-планировочного развития Киева и прилегающих к нему территорий на многие десятилетия вперед – ведь ни в 2020, ни в 2025 годах жизнь не заканчивается.
К сожалению, убедительных ответов на эти вызовы в новом Генеральном плане пока практически нет. Проблема эта носит отнюдь не локальный, а общенациональный характер – ведь Киев это столица государства. Поэтому, видимо, нужно инициировать изменение законодательства, чтобы новый Генеральный план столицы утверждался правительством страны. А пока с его участием нужно незамедлительно искать конструктивный диалог с областью. Нужно думать не по принципу "моя хата с краю", а масштабами развития "Большого Киева", как это сделано в масштабах "Большого Лондона", "Большого Парижа" и других достойных городов мира. Чтобы не чесать потом затылок в раздумьях "и зачем мы застроили прямо на берегу Днепра
Еще одна идея архитекторов и проектантов — открыть в столице центр культурного развития, использовав для этого Украинский дом.
19 марта 2014г.
|
Киевские дома могут не выдержать нынешнего сентября, который стал самым дождливым за последние 90 лет.
24 сентября 2013г.
|