Фантазии из стекла
Поэтика чистого и прозрачного стекла по-прежнему завораживает. Сегодня для этого уникального по своей природе материала выдумано множество вариантов декорирования. От самых простых, когда стеклу придается цвет на производстве, до изощренных: пленочных витражей, фьюзинга, мозаики, аппликации, и, конечно же, пескоструйного способа декорирования.
Заводская покраска достаточно ограничена в цветовой гамме и включает серый, коричневый, синий и зеленый цвета. Более сочный и утонченный оттенок можно придать стеклу с помощью цветной пленки. Чаще эту роль выполняет склеивающая пленка в триплексе – 2-х или 3-х-слойном стекле, знакомом всем благодаря своей способности удерживать осколки стекла при ударе. Цветовые решения полимерной пленки разнообразны и позволяют комбинировать, допустим, красную с черной при воплощении японского стиля. Перегородка, оформленная таким образом, может стать цветовой доминантой любого минималистичного интерьера.
Витражные технологии – это отдельное искусство, где эскиз создается художником, а воплощают его профессионалы, работающие со стеклом точно ювелиры. Каждая технология имеет свой способ создания. Так, классическая техника является самой древней и заключается в склеивании всех элементов витража (заведомо вырезанных) свинцовой П- или Н-образной шиной. Техника «тиффани» позволяет выполнять более утонченный рисунок за счет другого скрепляющего элемента – самоклеящейся фольги, которая также огибает каждую деталь витража и далее обрабатывается оловом (швы лудятся).
Фьюзинг – метод спекания стекла при температуре 650-800°С в специальных печах. Он позволяет воплощать многослойные, объемные рисунки, играть с фактурой и формой стекла, к примеру, придать ему форму чаши. При этом каждый вид витража имеет свои ограничения в эксплуатации. В отличие от классического витража, который может смело занять место большого панорамного окна или потолочного плафона (так как закреплен на единую стеклянную основу), тиффани и фьюзинг применимы лишь при оформлении небольшой площади остекления, такой как проем межкомнатной двери и мебельного фасада.
Витраж крупного формата, склеенный по технологии тиффани, не выдержит нагрузки, а для фьюзинга необходимы очень большие печи, которые даже в специализированных студиях встречаются крайне редко. Методом фьюзинга чаще всего создают небольшие элементы, украшающие стеклянное полотно. В интерьере они становятся тем, что мы привычно называем «изюминкой»: равно как и в сладком плоде, сокращение размеров приводит к концентрации содержания – именно поэтому в интерьере такие элементы становятся особенно притягательными.
Самым распространенным и гармоничным вариантом оформления является пескоструйная обработка стекла, позволяющая создавать рисунки на контрасте глянцевых и матовых поверхностей. Создается узор с помощью специального абразивоструйного аппарата. На стекло согласно рисунку наклеивается пленка, а на оставшуюся открытой часть воздействует воздушный напор с абразивными частицами (мелкая фракция оксида алюминия). В результате обработанная часть становится матовой, а закрытая пленкой остается по-прежнему блестящей. Декоративное матирование несет в себе многочисленные варианты оформления и при этом сохраняет «самодостаточность» стекла, раскрывая его природную неповторимость в двух ипостасях.
Также актуальным направлением стало дополнение стекла вставными элементами – фото, рисунками, репродукциями картин и даже тканью. Если этими элементами дополнить стеклянную перегородку, разграничивающую, допустим, обеденную зону и зону отдыха, то можно создать не только композиции, но и целые сюжеты, обыгрывая невесомость элементов в пространстве, их нетипичное местонахождение в «невидимой» плоскости.
К слову, важнейшее свойство стекла — это способность пропускать свет. При создании стеклянных композиций учитывайте эту особенность материала. Стеклянные безделушки, вазы, декоративная посуд
|