Бюджет давит на нефть
22 мая 2010г. 11:22
Украинское правительство всегда помнит о нефти. Всегда, когда необходимо наполнять бюджет. И 2010 год не стал исключением. За счет увеличения налоговой нагрузки на нефтедобывающие компании кабинет Азарова намерен дополнительно привлечь более 2 млрд грн. Еще столько же он надеется "состричь" с продавцов нефтепродуктов.
Принятые 11 мая Верховной Радой в первом чтении поправки к некоторым налоговым законам подтвердили самые мрачные опасения компаний, занятых добычей нефти и торговлей нефтепродуктами, особенно тех, что совмещают оба вида деятельности. По предложению Минфина депутаты согласились на 50-60% повысить акцизы на самые ходовые нефтепродукты и на 20-30% – поступления от рентной платы за нефть, добываемую в Украине. Однако 20 мая правящая коалиция все же пошла на попятную. В окончательной редакции принятого закона топливные акцизы выросли только на 20%. Опасаясь народного недовольства и раскручивания инфляционных процессов, Кабмин не решился на резкое удорожание горючего. Можно даже сказать, что в сегменте нефтепродуктов продавцы и власть пришли к компромиссу. Но в сегменте нефтедобычи, не настолько чуткой в социальном плане, никаких поблажек хозяйствующие субъекты не получили. Причем в пылу акцизного спора никто и не заметил, как новый закон под корень рубит энергоресурсную базу страны.
Акцизы
В первые 100 дней деятельности правительству Николая Азарова удается избегать непопулярных решений. Благодаря "харьковским соглашениям" оно отложило повышение тарифов на газ для населения, а теперь ушло и от праведного гнева автомобилистов. Если в начальной редакции налоговых поправок речь шла о повышении акцизных ставок на бензины со 110 до 172 евро/тонна (а с октановым числом 98 и выше – до 200 евро/тонна), то в окончательной остановились на 132 евро/тонна. То есть, если еще неделю назад подорожание бензина на заправках ожидалось в диапазоне 50-60 коп./л, то теперь – не более 20-30 коп./л. А если нынешнее падение нефтяных котировок в мире продолжится, то и такой рост можно будет нивелировать еще значительнее за счет удешевления сырья для НПЗ и снижения закупочных цен на импортное топливо. В общем, потребитель будет недоволен, но не возмущен. Его ведь готовили к худшему.
Настырный Петр Симоненко добился включения в текст закона от 20 мая абсурдной для рыночной экономики поправки, обязывающей Кабинет министров обеспечить увеличение акцизных доходов бюджета без увеличения розничных цен на товары, с которых эти сборы взимаются (в "группу риска", кроме бензинов, попали также табак и алкоголь). Но контролирующие органы вряд ли возьмутся выполнять это предписание. По крайней мере, у правительства и топливных трейдеров сейчас консенсу. Об этом свидетельствует, например, недавнее решение Антимонопольного комитета никого не штрафовать за мартовское повышение цен на заправках. Да и Николай Азаров должен хорошо помнить, к каким плачевным итогам может привести административное вмешательство в ценообразование на нефтерынке, поскольку сам неоднократно распекал за это правительство Юлии Тимошенко. Поэтому первым следствием нового закона станет плавное, но не скачкообразное подорожание бензинов, а за ним и других видов моторных топлив.
Следствие №2 – переформатирование структуры отечественного рынка нефтепродуктов под новые условия. Если говорить о водителях, то реакцию многих из них на налоговые новшества можно предугадать: те, кто сейчас использует 95 бензин, перейдут на 92; те, кто ездит на 92, переориентируются на дизтопливо и сжиженный газ. Если говорить с позиций маркетологов, то доля высококачественных и импортных бензинов на внутреннем рынке уменьшится, зато возрастет доля продукции украинских НПЗ.
Одновременно на заправках увеличится доля топлива низкого или, мягко говоря, недостаточного качества. Ведь нынешний фискальный подход никак не стимулирует торговлю бензинами с низким содержанием серы, с менее вредными для экологии компонентами. Скорее, наоборот. Совершенно прав руководитель Ассоциации операторов нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук, отмечая, что правительству совершенно все равно, какого стандарта бензин вы производите или импортируете – ему бы взять свое; а ставка акциза для всех едина, хотя затраты на изготовление качественного горючего выше.
С этой точки зрения новый закон более всего выгоден кременчугской "Укртатнафте", которая сегодня активно наращивает выпуск бензинов (за I квартал рост составил 43%), несмотря на то что они уступают большинству не только зарубежных, но и украинских аналогов. Хотя и для Кременчугского НПЗ закон стал палкой о двух концах. С одной стороны, у предприятия появились предпосылки для расширения своей доли на внутреннем рынке, с другой – Верховная Рада наконец пресекла схему минимизации налогов, которой завод активно пользовался последних полгода. Заключалась она в том, что значительную часть своей продукции "Укртатнафта" в последнее время отгружает по документам не как товарный бензин, а как бензиновый компонент (КБ). Для последнего ставка акциза составляла всего 20 евро/тонна. И только теперь депутаты подняли ее до общего показателя – 132 евро/тонна. В итоге в 2009-2010 годах госбюджет уже недополучил около 400 млн гривен. Возможно, в ликвидации этой схемы и заключается главный, если не единственный позитив принятого 20 мая закона.
Негатив, правда, выглядит значительно внушительнее. По прогнозам участников рынка, закон только усилит стагнацию и в нефтепереработке, и в торговле нефтепродуктами. Уже сейчас очевидно, что объемы потребления топлива в Украине в текущем году не удастся удержать даже на уровне прошлого кризисного года, когда они составляли 9,1 млн тонн. Так, по итогам I квартала спрос и на бензины, и на дизтопливо упал более чем на 15%. Надеяться на его рост после увеличения акциза, по крайней мере, наивно. И в этом заключается главный риск для мечтателей с улицы Грушевского. Из-за снижения спроса казна может и не получить столь ожидаемого объема поступлений от акцизов с нефтепродуктов (в Минфине рассчитывают на 8,03 млрд грн., что на 2 млрд грн. больше, чем в 2009). Хотя в запасе у правительства есть еще одна, пока нереализованная акцизная идея: Минфин предлагает более чем в 3 раза увеличить ставку этого сбора для авиатоплива – с 12 до 40 евро/тонна и ввести акциз на мазут – в пределах 45-90 евро/тонна.
Ренты
Еще один сомнительный метод наполнения бюджета от Николая Азарова – это усиление налогового давления на нефтедобывающую отрасль. Согласно закону от 20 мая утрачивает силу закон пятилетней давности о дифференциации ставок рентной платы в зависимости от условий добычи, а коррегирующий коэффициент к этим ставкам будет работать только в одну сторону – их повышения.
Объясним подробнее. В 2004 году Верховная Рада Украины приняла в целом отвечающий мировой практике закон, согласно которому ставка ренты (в мировой юриспруденции чаще употребляется термин "роялти") на добываемые углеводородные ископаемые должна вычисляться по специальной формуле, исходя из условий залегания ископаемых и продуктивности добычи. Однако когда в правительстве подсчитали, что в таком случае налоговым инспекторам работы прибавится, а бюджетные поступления по этой статье уменьшатся, то неудобному закону был дан красный свет. Фактически он никогда так и не вступал в силу, и каждый год его действие приостанавливали. Но правительство Азарова пошло дальше. Руками коалиционного большинства оно просто упразднило закон 2004 года.
Впрочем, добытчики сильно-то и не горевали – они уже свыклись с мыслью о том, что дифференциация рент им не светит. Но вот отмена коррегирующего коэффициента – удар намного серьезнее. Если быть точным, его отменили не совсем, а частично. Но от этого нефтяникам только хуже. Теперь, согласно закону, ставка ренты будет умножаться на коррегирующий коэффициент лишь в том случае, если значение его превысит единицу. В последнее время на протяжении многих месяцев коэффициент колебался в пределах 0,7-0,8, что позволяло отечественным нефтедобывающим компаниям (прежде всего Укрнафте) законно экономить на налогах 80-90 млн грн. ежемесячно.
Формула вычисления коэффициента привязана к средней стоимости российской нефти Urals на Лондонской бирже. И чтобы он зашкалил за единицу, цена Urals должна превысить 100 долл./барр. Такого не наблюдалось уже давно и не предвидится в ближайшей перспективе. Поэтому депутаты с подачи правительства внесли изменение и в формулу, вставив туда вместо вышеупомянутых 100 долл. США 560 грн. Украины. В результате коэффициент теперь будет получаться гораздо выше единицы, а значит, рентная плата до конца года почти гарантированно будет взиматься по ставкам выше базовых. Таким нехитрым способом Кабмин надеется собрать с нефтяной ренты за 2010 год 4,4 млрд грн. и еще 1,3 млрд грн. с конденсата, что в целом на 2,2 млрд грн. превысит показатель 2009 года. Дополнительный взнос в бюджетную копилку нефтедобывающим предприятиям придется сделать и вследствие увеличения платежей за пользование недрами (в 2010 году базовые нормативы этих сборов должны умножаться на коэффициент 1,143).
В правлении компании "Укрнафта" такой подход воспринимают как однобокий. Забирая максимум средств в бюджет, Кабмин практически не оставляет добытчикам финансовых резервов для инвестирования в геологоразведку и бурение, прирост новых запасов, а это аукнется резким спадом добычи углеводородов в ближайшие годы, если уже не в нынешнем. Ведь по итогам I квартала темпы добычи упали более чем на 10%, причем с каждым месяцем отставание от показателя годичной давности только растет. Несправедливым в руководстве Укрнафты считают и то, что в период кризиса власть поддерживала другие отрасли – например горно-металлургическую, химическую, и даже сейчас, когда там наметился подъем, правительство Николая Азарова сохраняет преференции, предоставленные им Юлией Тимошенко. К "нефтянке" же, где кризис только углубляется, отношение не меняется, что при нынешнем руководстве, что при предыдущем. Из нее лишь давят соки, иногда меняя соковыжималку на более мощную.
Ярослав Ярош
Принятые 11 мая Верховной Радой в первом чтении поправки к некоторым налоговым законам подтвердили самые мрачные опасения компаний, занятых добычей нефти и торговлей нефтепродуктами, особенно тех, что совмещают оба вида деятельности. По предложению Минфина депутаты согласились на 50-60% повысить акцизы на самые ходовые нефтепродукты и на 20-30% – поступления от рентной платы за нефть, добываемую в Украине. Однако 20 мая правящая коалиция все же пошла на попятную. В окончательной редакции принятого закона топливные акцизы выросли только на 20%. Опасаясь народного недовольства и раскручивания инфляционных процессов, Кабмин не решился на резкое удорожание горючего. Можно даже сказать, что в сегменте нефтепродуктов продавцы и власть пришли к компромиссу. Но в сегменте нефтедобычи, не настолько чуткой в социальном плане, никаких поблажек хозяйствующие субъекты не получили. Причем в пылу акцизного спора никто и не заметил, как новый закон под корень рубит энергоресурсную базу страны.
Акцизы
В первые 100 дней деятельности правительству Николая Азарова удается избегать непопулярных решений. Благодаря "харьковским соглашениям" оно отложило повышение тарифов на газ для населения, а теперь ушло и от праведного гнева автомобилистов. Если в начальной редакции налоговых поправок речь шла о повышении акцизных ставок на бензины со 110 до 172 евро/тонна (а с октановым числом 98 и выше – до 200 евро/тонна), то в окончательной остановились на 132 евро/тонна. То есть, если еще неделю назад подорожание бензина на заправках ожидалось в диапазоне 50-60 коп./л, то теперь – не более 20-30 коп./л. А если нынешнее падение нефтяных котировок в мире продолжится, то и такой рост можно будет нивелировать еще значительнее за счет удешевления сырья для НПЗ и снижения закупочных цен на импортное топливо. В общем, потребитель будет недоволен, но не возмущен. Его ведь готовили к худшему.
Настырный Петр Симоненко добился включения в текст закона от 20 мая абсурдной для рыночной экономики поправки, обязывающей Кабинет министров обеспечить увеличение акцизных доходов бюджета без увеличения розничных цен на товары, с которых эти сборы взимаются (в "группу риска", кроме бензинов, попали также табак и алкоголь). Но контролирующие органы вряд ли возьмутся выполнять это предписание. По крайней мере, у правительства и топливных трейдеров сейчас консенсу. Об этом свидетельствует, например, недавнее решение Антимонопольного комитета никого не штрафовать за мартовское повышение цен на заправках. Да и Николай Азаров должен хорошо помнить, к каким плачевным итогам может привести административное вмешательство в ценообразование на нефтерынке, поскольку сам неоднократно распекал за это правительство Юлии Тимошенко. Поэтому первым следствием нового закона станет плавное, но не скачкообразное подорожание бензинов, а за ним и других видов моторных топлив.
Следствие №2 – переформатирование структуры отечественного рынка нефтепродуктов под новые условия. Если говорить о водителях, то реакцию многих из них на налоговые новшества можно предугадать: те, кто сейчас использует 95 бензин, перейдут на 92; те, кто ездит на 92, переориентируются на дизтопливо и сжиженный газ. Если говорить с позиций маркетологов, то доля высококачественных и импортных бензинов на внутреннем рынке уменьшится, зато возрастет доля продукции украинских НПЗ.
Одновременно на заправках увеличится доля топлива низкого или, мягко говоря, недостаточного качества. Ведь нынешний фискальный подход никак не стимулирует торговлю бензинами с низким содержанием серы, с менее вредными для экологии компонентами. Скорее, наоборот. Совершенно прав руководитель Ассоциации операторов нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук, отмечая, что правительству совершенно все равно, какого стандарта бензин вы производите или импортируете – ему бы взять свое; а ставка акциза для всех едина, хотя затраты на изготовление качественного горючего выше.
С этой точки зрения новый закон более всего выгоден кременчугской "Укртатнафте", которая сегодня активно наращивает выпуск бензинов (за I квартал рост составил 43%), несмотря на то что они уступают большинству не только зарубежных, но и украинских аналогов. Хотя и для Кременчугского НПЗ закон стал палкой о двух концах. С одной стороны, у предприятия появились предпосылки для расширения своей доли на внутреннем рынке, с другой – Верховная Рада наконец пресекла схему минимизации налогов, которой завод активно пользовался последних полгода. Заключалась она в том, что значительную часть своей продукции "Укртатнафта" в последнее время отгружает по документам не как товарный бензин, а как бензиновый компонент (КБ). Для последнего ставка акциза составляла всего 20 евро/тонна. И только теперь депутаты подняли ее до общего показателя – 132 евро/тонна. В итоге в 2009-2010 годах госбюджет уже недополучил около 400 млн гривен. Возможно, в ликвидации этой схемы и заключается главный, если не единственный позитив принятого 20 мая закона.
Негатив, правда, выглядит значительно внушительнее. По прогнозам участников рынка, закон только усилит стагнацию и в нефтепереработке, и в торговле нефтепродуктами. Уже сейчас очевидно, что объемы потребления топлива в Украине в текущем году не удастся удержать даже на уровне прошлого кризисного года, когда они составляли 9,1 млн тонн. Так, по итогам I квартала спрос и на бензины, и на дизтопливо упал более чем на 15%. Надеяться на его рост после увеличения акциза, по крайней мере, наивно. И в этом заключается главный риск для мечтателей с улицы Грушевского. Из-за снижения спроса казна может и не получить столь ожидаемого объема поступлений от акцизов с нефтепродуктов (в Минфине рассчитывают на 8,03 млрд грн., что на 2 млрд грн. больше, чем в 2009). Хотя в запасе у правительства есть еще одна, пока нереализованная акцизная идея: Минфин предлагает более чем в 3 раза увеличить ставку этого сбора для авиатоплива – с 12 до 40 евро/тонна и ввести акциз на мазут – в пределах 45-90 евро/тонна.
Ренты
Еще один сомнительный метод наполнения бюджета от Николая Азарова – это усиление налогового давления на нефтедобывающую отрасль. Согласно закону от 20 мая утрачивает силу закон пятилетней давности о дифференциации ставок рентной платы в зависимости от условий добычи, а коррегирующий коэффициент к этим ставкам будет работать только в одну сторону – их повышения.
Объясним подробнее. В 2004 году Верховная Рада Украины приняла в целом отвечающий мировой практике закон, согласно которому ставка ренты (в мировой юриспруденции чаще употребляется термин "роялти") на добываемые углеводородные ископаемые должна вычисляться по специальной формуле, исходя из условий залегания ископаемых и продуктивности добычи. Однако когда в правительстве подсчитали, что в таком случае налоговым инспекторам работы прибавится, а бюджетные поступления по этой статье уменьшатся, то неудобному закону был дан красный свет. Фактически он никогда так и не вступал в силу, и каждый год его действие приостанавливали. Но правительство Азарова пошло дальше. Руками коалиционного большинства оно просто упразднило закон 2004 года.
Впрочем, добытчики сильно-то и не горевали – они уже свыклись с мыслью о том, что дифференциация рент им не светит. Но вот отмена коррегирующего коэффициента – удар намного серьезнее. Если быть точным, его отменили не совсем, а частично. Но от этого нефтяникам только хуже. Теперь, согласно закону, ставка ренты будет умножаться на коррегирующий коэффициент лишь в том случае, если значение его превысит единицу. В последнее время на протяжении многих месяцев коэффициент колебался в пределах 0,7-0,8, что позволяло отечественным нефтедобывающим компаниям (прежде всего Укрнафте) законно экономить на налогах 80-90 млн грн. ежемесячно.
Формула вычисления коэффициента привязана к средней стоимости российской нефти Urals на Лондонской бирже. И чтобы он зашкалил за единицу, цена Urals должна превысить 100 долл./барр. Такого не наблюдалось уже давно и не предвидится в ближайшей перспективе. Поэтому депутаты с подачи правительства внесли изменение и в формулу, вставив туда вместо вышеупомянутых 100 долл. США 560 грн. Украины. В результате коэффициент теперь будет получаться гораздо выше единицы, а значит, рентная плата до конца года почти гарантированно будет взиматься по ставкам выше базовых. Таким нехитрым способом Кабмин надеется собрать с нефтяной ренты за 2010 год 4,4 млрд грн. и еще 1,3 млрд грн. с конденсата, что в целом на 2,2 млрд грн. превысит показатель 2009 года. Дополнительный взнос в бюджетную копилку нефтедобывающим предприятиям придется сделать и вследствие увеличения платежей за пользование недрами (в 2010 году базовые нормативы этих сборов должны умножаться на коэффициент 1,143).
В правлении компании "Укрнафта" такой подход воспринимают как однобокий. Забирая максимум средств в бюджет, Кабмин практически не оставляет добытчикам финансовых резервов для инвестирования в геологоразведку и бурение, прирост новых запасов, а это аукнется резким спадом добычи углеводородов в ближайшие годы, если уже не в нынешнем. Ведь по итогам I квартала темпы добычи упали более чем на 10%, причем с каждым месяцем отставание от показателя годичной давности только растет. Несправедливым в руководстве Укрнафты считают и то, что в период кризиса власть поддерживала другие отрасли – например горно-металлургическую, химическую, и даже сейчас, когда там наметился подъем, правительство Николая Азарова сохраняет преференции, предоставленные им Юлией Тимошенко. К "нефтянке" же, где кризис только углубляется, отношение не меняется, что при нынешнем руководстве, что при предыдущем. Из нее лишь давят соки, иногда меняя соковыжималку на более мощную.
Ярослав Ярош
Источник: minprom.ua
Просмотров: 1327
Читайте также
Как столичная власть распределит бюджет столицы — 1,7 млрд грн. Картина вырисовывается достаточно хорошая, правда, есть один нюанс - скоро выборы.
31 января 2013г.
|
Все новости рубрики Экономика