Интерьер по-украински
Возвращение к истокам - одна из примет нашего времени. В популярных хитах звучат этнические мотивы, ведущие дизайнеры призывают комбинировать ультрасовременные джинсы с элементами национального костюма.
Тенденция не обошла стороной и интерьеры домов и квартир - видимо, уставший от чётких линий хай-тека и прохладного минимализма современный человек соскучился по уюту и задушевному теплу домашнего очага, ощущения единства с традициями древних предков.
Одна из особенностей украинского стиля состоит в сочетании кантри и барокко. В характерную для кантри гармонию с природой барокко привносит символизм и изысканность.
Каждый предмет домашней утвари, любой аксессуар имеет свой смысл и значение.
Например, печь являлась не только источником тепла и местом приготовления пищи, она олицетворяла надёжность и незыблемость. Слово, данное у печи, считалось крепче любой печати.
Немало обрядов и обычаев связано и с обеденным столом. Его переставляли с места на место лишь в исключительных случаях и оставляли в старом доме при переезде на новое место. А вот старый веник всегда забирали с собой, ведь он служил оберегом не только от сора и пыли, но и от нечистой силы.
Обереги занимали почётное место в каждой украинской хате.
От незатейливых подковы и чеснока, которые символизировали физическую и энергетическую защиту дома, до мешочков-талисманов с замысловатым содержимым.
Оказывается, всё было достаточно просто и понятно: зёрна и бобы означали благополучие, травы - долголетие, дубовые ветви и гроздья калины - силу и красоту.
Есть несколько мнений о назначении колокольчика: одни видят в нём женское начало, другие - величественную связь человека и вселенной. Не вызывает сомнений, что звон колокола связан с особо важными и торжественными моментами.
Примечательно, что белый цвет ассоциировался с победой. Ну а монеты говорили сами за себя.
Знаменитые украинские рушники кропотливо вышивались не только ради эстетического наслаждения. Изображения, которые мы сегодня ошибочно считаем орнаментом, были по своей сути иероглифами, каждая вышивка являлась носителем информации.
Многие из предметов домашнего быта или мебели были настоящими произведениями искусства, что не мешало их использовать по назначению в повседневном обиходе. Широкое распространение получили изделия из дерева: от украшенных изысканной резьбой ложек до лавок, сундуков и прялок.
В сундуках хранилось самое ценное имущество, поэтому их часто украшали резными орнаментами-оберегами.
Украина богата залежами глин высококачественных пород и всевозможных оттенков - от белой и кремовой до темно-коричневой и серой. Неудивительно, что развитие керамического промысла здесь зародилось с древних времён. Замысловатые мотивы орнамента, легко узнаваемая символика, характерные для украинской керамики принципы композиции.
Примерно в Х веке появляется гончарный круг, совершенствуется состав глины и технология обжига. На рубеже Х-ХІ веков открыт способ обработки одного из сортов глины, по своему составу напоминающей фарфор. Помимо посуды с изящно-простым орнаментом, изготавливают также предметы религиозного обихода, на первый взгляд простые, и, тем не менее, очень выразительные фигурки людей и животных.
На удивление качественными становится изделия из керамики для строительно-декоративных нужд. Получают распространение кирпич, нередко покрытые глазурью плитка и кафель, изразцы и другие архитектурные элементы, напольная мозаика.
Посуда и изразцы отличаются сдержанной декоративностью и насыщенностью цветов, появляются оригинальный орнамент. Встречаются изразцы, которые представляют собой целые композиции. На них изображены растения и животные, бытовые сцены и исторические персонажи: стрельцы, казаки, запорожские шалаши, бандуристы, кобзари, корабли, забавы в корчме, батальные сцены, присутствуют геральдическая и религиозная тематика.
К этому периоду можно отнести и изразцы рельефными узорами, чаще всего темно-желтого или красного цвета. Тогда же сформировались и первые центры по серийному производству керамики, некоторые из них сохранили свою значимость вплоть до ХХ века.
К XIX веку становятся очевидными различия между керамическими изделиями, изготовленными в разных районах. Гончарное ремесло начинает приобретать характерные особенности, которые определялись в основном природными качествами материалов, техническим уровнем производства и местными традициями.
В Опишне получила распространение гравированная черепица, рельефные узоры, вплетение в растительный орнамент сказочных зверей и птиц, а для Подолья характерна расписная посуда и глиняные миски, украшенные тематическими фигурными композициями.
Сегодня украинский стиль чаще используется в оформлении ресторанов и кафе. Использовать его в жилом интерьере решаются лишь уверенные в своём чувстве меры.
Ведь устоять перед очарованием украинских сувениров и вышитых рушников очень тяжело, и существует большая вероятность, что со временем квартира будет напоминать этнографический музей.
Видимо, из этих соображений большинство предпочитает ограничиваться декоративной стилизацией, слегка подчёркивающей национальный колорит.
Кто-то считает русский стиль в интерьере проявлением патриотизма. Кто-то разновидностью модного нынче антиглобализма. Ну а кто-то просто китчем в духе «развесистой клюквы»
|
В этом стиле все призвано показать роскошь: богатые тяжелые драпировки, украшения из металла, на стенах — старинные гравюры, чеканки или картины в красивых рамах. Дизайн в стиле ампир отлича
|
Маньеризм осуществил переход от массивных и тяжелых форм в интерьерах Ренессанса к новому стилю, олицетворяющему весь шик, богатство и пышность королевского двора — Барокко. Название «маньер
|