Световой дизайн в интерьере
Можно до бесконечности спорить о том, как правильнее назвать эту область проектирования интерьера: световой архитектурой или дизайном. Правильно и то и другое название, так как и архитектура и дизайн в данном случае решают одну из главных задач — организацию комфортного для проживания пространства. Только архитектура ставит на одно из первых мест композиционную задачу: при помощи различных источников света (направленных, скрытых или рассеивающих) создать ощущение нового пространственного решения интерьера, выделить главное, поставить нужные акценты. Дизайн же, скорее, решает конструктивную и эстетическую проблемы: какими должны быть форма светильников и источников света, их цвет и пространственные характеристики, а также технология и материалы, используемые для их изготовления.
Вот с этих двух позиций мы и рассмотрим, как можно решить проблему света в интерьере. При помощи света мы можем организовать нужное для нас пространство. Но сначала необходимо понять, что мы хотим получить в результате. Например, если мы имеем небольшую по площади и высоте квартиру, конечно лее, нам хочется сделать ее просторней. Раздвинуть стены или приподнять потолок мы не в состоянии, остается использовать иллюзорные особенности цвета и света. Такую возможность предоставляет нам скрытый свет.
При использовании приема скрытого освещения светильники прячутся за какой-нибудь архитектурной деталью: карнизом, колонной, капителью, подвесной частью потолка или выступающим рельефом стены. Сам источник света невидим для глаз, и только свечение дает представление о его характеристиках. Такие подсветки бывают равномерными и точечными. При точечном освещении каждое световое пятно имеет четкие границы. При равномерном освещении все потоки света сливаются в единое пятно. Размеры светового пятна зависят от мощности и формы светильников.
Если подсветить потолок по периметру комнаты лампами дневного света, спрятанными в карниз или за выступ стены, можно добиться эффекта парящего потолка. Возникает ощущение отрыва потолка от стен, проникновения воздуха и естественного света, что приводит к зрительному увеличению высоты стен комнаты. Цвет ламп должен быть в этом случае нейтрального или холодного оттенка.
«Раздвинуть стены можно также при помощи встроенного света. Только теперь световой поток нужно направить равномерно вниз по стене: освещенные поверхности стен как бы раздвинутся в стороны. И в этом случае желательно использовать лампы с нейтральным или холодным спектром.
Если же нам нужно удлинить помещение, то выделять светом и цветом необходимо только одну стену, опять же используя холодный спектр. Вообще нужно всегда помнить, что теплые цвета приближают, а холодные — зрительно удаляют предметы. Поэтому добиться обратного эффекта — уменьшения расстояния — возможно, вводя теплую цветовую гамму и интенсивную подсветку удаленной стены.
Если нет необходимости менять размеры пространства помещения, а хочется только внести в него ощущение воздушности естественного освещения, то здесь понадобится скрытый свет с более естественным спектром, например от галогенных светильников: их равномерное распределение по всей длине карниза, потолка или стены, куда они будут спрятаны, поможет достичь эффекта сливающихся в единую линию потоков света.
Модный ныне прием подсветки пола тоже из ряда скрытого света. Светильники располагаются в углублениях ниже уровня пола и закрываются стеклянной противоударной плиткой. При этом возникают удивительные иллюзии невесомости и парения, эфемерного пространства, отрыва стен от пола, или образуется световая преграда для продвижения. Такие приемы при грамотном их использовании помогут создать индивидуальный и неповторимый интерьер дома.
Кроме создания архитектурных иллюзий, скрытый свет используется как постоянный элемент интерьера в помещениях, требующих равномерной освещенности, например в кабинетах. В спальных комнатах применение мягкого, равномерного, не слепящего освещения — наилучший выход для создания комфортной обстановки, помогающей расслабиться и полноценно отдохнуть.
Интересен прием светящегося потолка. В этом случае свет исходит из спрятанных за стеклянными витражами люминесцентных или галогенных ламп. Такая конструкция потолка позволяет создать ощущение верхнего естественного света, а также зрительно увеличить высоту помещения, снять тяжесть низких перекрытий. Особенно это актуально для темных (без окон) тесных помещений прихожих, ванных комнат и кухонь. В зависимости от того, какие формы придать членениям такого потолка и какое стекло применить (цветное, рифленое, молочное или прозрачное), получатся различные варианты оформления. Можно имитировать форму светового фонаря, положив под наклоном поверхности стекол, можно вставить цветные стекла в хромовые или позолоченные направляющие, что придаст интерьеру классический или современный оттенок, можно решить светящийся потолок чисто в хай-тековском авангардном стиле.
Еще одним вариантом использования скрытого света являются подсветки ниш, рабочих поверхностей кухни, емкостей для хранения, гардеробов и всевозможных шкафов. В последнем случае используются полупрозрачные стеклянные двери. Подсветка встраивается внутрь такого шкафа сбоку или сверху, а иногда и снизу. И обычный гардероб или шкаф становится одновременно и своеобразным светильником, освещающим спальную комнату или кухню. Это очень эффектный прием, позволяющий к тому же по-новому посмотреть на привычные вещи и окружающее пространство.
Подсветки в нишах используются в архитектурной практике довольно часто и относятся к зональному освещению. Оно может быть как парадным, так и интимным, в зависимости от того, что поставлено в нишу и в какой комнате она расположена.
Часто скрытая подсветка используется для выделения отдельных предметов интерьера: картин, скульптур, ваз, книжных полок и т. п. Фокусируя внимание на конкретных предметах, скрытый свет помогает приглушить фон, сгладить форму и цвет деталей интерьера, сосредоточить взгляд на главном.
При установке скрытого света освещать можно только хорошо отделанную поверхность без трещин и других изъянов, так как такое освещение моментально подчеркнет все дефекты.
Следующим моментом в проектировании будет согласованность всех остальных видов светильников с продуманным скрытым освещением.
Традиции устройства света в интерьере имеют две ярко выраженные тенденции — американскую и европейскую. Американская предполагает использование большого количества отдельных светильников, торшеров, бра, благодаря которым создается общий рассеянный фон и зонирование помещений. Можно включать попеременно свет то в одной части комнаты, то в другой или использовать все освещение. Такой способ придает индивидуальность помещению и, что немаловажно, позволяет сэкономить деньги, по необходимости используя тот или иной источник освещения. Европейская традиция подразумевает наличие крупных люстр, расположенных обычно по центру потолка. В нашей действительности мы применяем совмещенный тип освещения: верхний свет люстры, настенные бра и напольные торшеры.
Для организации интерьерного пространства дома важно правильно использовать разные способы освещения: точечное, направленное, рассеянное и скрытое.
Необходимо четко представить себе, в каких зонах и на каком уровне расположить светильники. Большего эффекта удается достичь, располагая светильники разной интенсивности на разных уровнях. Если в гостиной объединены несколько зон: столовая, кухня и зона отдыха, то световая композиция скорее всего может включать в себя парадное верхнее освещение в виде люстры, скрытый свет в виде подсветки по периметру, спрятанной в карнизе, а также точечный свет, настенные бра, торшер. Главное в такой ситуации — правильно распределить все виды освещения.
Начнем с кухонной зоны. Обеденную зону желательно выделить подвесным светильником, расположенным над серединой стола. Лучше повесить его достаточно низко, чтобы при выключенном основном свете такой подвесной светильник создавал освещенный круг, объединяющий сидящих за столом членов семьи.
Над рабочей зоной кухни хорошо встраивать в потолок или в верхнюю часть кухонной мебели точечные светильники с галогенными лампами или лампами накаливания. Распределять их можно равномерно по всей длине кухонного гарнитура или в местах, наиболее важных для процесса приготовления пищи и мытья посуды. Наиболее удачное расстояние между точечными светильниками составляет от 600 до 800 мм при их диаметре не меньше 50 мм. Если в подсветке используется так называемое «звездное небо» (маленькие, 20—30 мм в диаметре, галогенные светильники), то допускается значительно меньшее расстояние между лампочками. Лампы дневного света можно применить для низкой подсветки мойки и рабочей поверхности стола. В этом случае расстояние от светильника до столешницы определяется высотой подвеса верхних шкафов. Возможно встраивать точечные светильники в полочку с вытяжкой.
Во многих домах сейчас принято устраивать барные стойки, совмещенные с кухонной мебелью или стоящие отдельно. В том и другом случае необходима подсветка. Можно встроить точечные светильники в потолок над барной стойкой, можно низко или на разных уровнях установить подвесные светильники, сочетая их по размеру, стилю и цвету с другими применяемыми в данном помещении светильниками.
В больших по площади кухнях-столовых для увеличения освещенности можно использовать скрытый свет или светящийся потолок.
В зоне отдыха будет уместно совместить скрытый свет в карнизах под потолком с люстрой и бра. При встрече гостей или во время праздничных событий включается все освещение, при этом создается особенное торжественное настроение. В моменты отдыха можно задействовать скрытую подсветку, которая создаст равномерное, рассеянное, приятное для глаз освещение, или включить торшер и бра. Главное при таком многообразном и многоцелевом освещении — соблюсти стилевое и цветовое единство дизайна светильников. Нежелательно применять разностилевые осветительные приборы. Исключения составляют интерьеры, включающие в себя коллекционные и антикварные элементы.
Для спальни, как мы уже отмечали ранее, подходит скрытый свет, точечные светильники, бра и ночные лампы. Верхний свет люстры не очень уместен в комнате для сна, хотя традиционно он всегда использовался в наших домах в «приглушенном» виде (абажуры, плафоны).
А вот в детских комнатах потолочный светильник необходим, так как он хорошо освещает пол и стены. Лучше выбрать светильник с несколькими лампами и матовыми рассеивателями. Открытых ламп в детской лучше избегать. Исключением могут стать настольные лампы с галогенными источниками света. Хороши для интерьера детских и шинопроводы с галогенными лампами, закрытыми яркими рассеивателями в виде различных фигурок.
В кабинетах интенсивность света должна регулироваться. В таком помещении светильники обычно сосредоточены над рабочим местом. Добиться необходимого расслабления помогают настенные бра и торшеры. Люстра здесь неуместна, а вот стеклянный светящийся потолок с цветным витражом и галогенной подсветкой будет не только освещать, но и украшать рабочий кабинет.
Ванные комнаты и санузлы также могут иметь три уровня света. Верхний свет для них обязателен, особенно при больших площадях ванных комнат. Точечные встроенные в потолок светильники с матовыми плафончиками помогут рассредоточить свет по всему объему ванной комнаты. Подвесной светильник может быть любой формы, но обязательно следует закрыть его плафоном, лучше в виде «таблетки» или «тарелки» с одной или несколькими лампами накаливания. Для удобства зеркало над раковиной освещают с двух сторон или сверху специальными закрытыми бра или галогенной подсветкой. Естественно, при выборе светильников нужно придерживаться одного стиля. Сейчас выпускаются комплекты светильников для ванных комнат различных модификаций, форм и цвета.
Прихожая является визитной карточкой квартиры или дома. Конечно же, свет в этом помещении должен соответствовать по стилю и дизайну свету всей квартиры в целом и иметь хотя бы два уровня. Верхний свет может быть представлен подвесным светильником и скрытым освещением, уместны и точечные встроенные светильники. Бра хорошо смотрятся при достаточно большой площади прихожей. Если же ваша прихожая совсем маленькая, какие мы можем повсеместно встретить в наших многоквартирных жилых домах, то лучше применять верхний рассеянный свет или светящийся потолок, имитирующий дневной свет.
Вообще, в малогабаритных квартирах при низком потолке должны использоваться подвесные, плоские светильники, максимально приближенные к потолку, или шинная система освещения. Лучше избегать больших низковисящих люстр в центре комнаты. Светильники желательно рассредоточить по всей комнате с учетом их функциональной значимости. Если же никак не хочется расстаться с любимой хрустальной люстрой, то советуем обратиться к специалисту-электрику: может быть, ему удастся уменьшить размер подвеса.
После того как вы определились с источниками света в вашей квартире и со всевозможными композиционными вариантами освещения, важно проделать расчет нагрузки, создаваемой вашей светотехнической аппаратурой, точно разместить все приборы и светильники на плане дома или квартиры. Для этого возьмите план своей квартиры, расставьте на нем значками (условными обозначениями) все светильники, какие вы запланировали. Каждому светильнику присвойте номер. Начнем с прихожей. Посередине потолка установим кружок, пересеченный крестиком, — это значок потолочного подвесного светильника, поставим номер 1. На стене плана, там, где нам необходимо установить выключатель, рисуем знак — половинку кружка с Г-образной черточкой — это будет условное изображение выключателя, присвоим ему ту же цифру 1. Мы показали, что у нас подвесной светильник в прихожей включается от данного выключателя. И так по всей квартире. Для расстановки бра на стенах примените свои условные обозначения и присвойте им свои номера. Таким образом, вы создадите план освещения своей квартиры. Внимательно просмотрите его и сделайте вывод, достаточно ли тех светильников, какие вы предусмотрели. Посчитайте, сколько света они дадут в каждой комнате. Проверьте, как включаются ваши осветительные приборы. Иногда можно несколько одинаковых небольших по мощности светильников включать одновременно, то есть от одного выключателя. Так как установка скрытой электропроводки, розеток и выключателей, как правило, требует специальных знаний и не может быть выполнена самостоятельно, советуем обратиться за помощью к специалистам.
Помните начало фильма С легким паром, когда главный герой попадает в свою квартиру, по своему адресу, со своей мебелью, только в другом городе? Единственное, что смущало героя, - это зачем п
|
Декор дома или отдельной комнаты – это одновременно и наука, и искусство. Как во всякой науке здесь есть свои правила и законы, которых нужно придерживаться. И как во всяком искусстве наруше
|
Современная гостиная – это не только «центр» квартиры или индивидуального жилого дома, но и место где собираются во время праздника или отдыха хозяева дома, их друзья и гости, дизайн интерье
|