UkrStroy.net

Китай откажется от нефти и газа в пользу «зеленой» энергии?

22 апреля 2010г. 12:41

Продолжая удивлять мир масштабными закупками сырья и его месторождений по всему миру, Китай вынашивает планы завоевания полной энергетической независимости. Подписание долгосрочных контрактов с российскими нефтяниками, финансовая помощь африканским государствам фактически в обмен на доступ к их природным богатствам – все это маневр, необходимый Китаю для перегруппировки сил – коренной перестройки структуры своего энергопотребления.

 

 

Китай откажется от российских нефти и газа. Сегодня такой сценарий выглядит утопией. Но если заглянуть в перспективу ближайших десятилетий, переход к возобновляемой энергетике уже фантастическим не покажется. Китайские власти намерены вытащить страну из петли зависимости от углеводородных ресурсов, и о серьезности этого решения свидетельствует размер инвестиций в сегмент "зеленых" технологий – более $180 млрд. Аналитики Deutsche Bank Asset Management наглядно подкрепляют правильность выбранной стратегии точными математическими расчетами. Согласно их вычислениям, даже если лишь 5% инвестиционного портфеля вложить в "зеленую энергетику", а остальные средства инвестировать в традиционные отрасли, вероятность получить доходность в размере 8% г.овых составит 41%.

Смена курса

 

Другие капиталы 
Новые направления развития китайской энергетики формируют альтернативные источники доходов. Среди подрастающего поколения китайских миллиардеров вырастет число сколотивших капиталы на возобновляемой энергетике. Уже сейчас этому есть примеры. Так, первым человеком в мире, заработавшим миллиардное состояние на солнечной энергетике, стал китаец Ши Чжэнжун – основатель компании Suntech Power. Компания Ши сегодня – крупнейший в мире производитель фотоэлементов для солнечных батарей, 80% продаж которой приходится на Европу и Австралию. По версии Hurun Report, составителя рейтинга китайских миллиардеров, состояние Ши Чжэнжун превысило $3,1 млрд в 2008 г.

Став "мировой фабрикой", которая обшивает, обувает и кормит всю планету, Китай осознал свою энергетическую уязвимость: нефти и газа для обслуживания растущих аппетитов национальной экономики стало катастрофически не хватать. Были сделаны соответствующие выводы. Отправной точкой для политики замены традиционных углеводородных ресурсов новыми экологическими видами энергии стал март 2005 г., когда китайский парламент проголосовал за принятие первого в истории страны закона о внедрении возобновляемых источников. 

 

На этот шаг власти КНР вдохновил тот факт, что за год до принятия китайского закона общемировые инвестиции в альтернативную энергетику достигли рекордного уровня – почти четверти всех вложений в энергетическую индустрию. Об этом в своем отчете сообщила Worldwatch Institute (WI) – экологическая организация, базирующаяся в Вашингтоне.

Китай сразу же анонсировал свое намерение вложить в возобновляемую энергетику $180 млрд. Слова не разошлись с делом: уже в 2005 г. инвестиции в энергосберегающие технологии, развитие альтернативной энергетики и озеленение Поднебесной составили около $7 млрд.

Согласно плану экономического развития страны, утвержденному в 2006 г., к 2010-му доля энергии, извлекаемой из возобновляемых источников, должна будет вырасти с 2,5 до 10% от общего объема производства электроэнергии в Китае.

Кризис в помощь

Любопытно, что принцип реализации китайских энергетических проектов, ориентированный на развитие альтернативных источников, опирается на кризисную ситуацию. В то время как в ряде стран многие программы по использованию солнечной энергии из-за кризиса были свернуты, Китай решил воспользоваться обстановкой и занять образовавшуюся нишу, восприняв разрушение интернационального рынка как толчок к развитию собственного. В результате, по данным группы контроля за изменением климата при правительстве КНР, уже в 2008 г. 44% всего фотовольтажного оборудования для получения солнечной энергии было произведено в Китае. И в 2009-м, по-видимому, доля КНР в мировой борьбе за "зеленую" экономику только вырастет. Китайский внутренний рынок консолидирован крупными компаниями, которые развивают технологии при поддержке правительства. Так, американская компания First Solar уже заключила соглашение с правительством КНР о постройке солнечной электростанции в китайской провинции Внутренняя Монголия возле города Ордос. Ориентировочная стоимость проекта – $600–900 млн. Первый демонстрационный участок будет введен в строй уже к 1 июня 2010 г., после чего станцию построят в несколько этапов. Все работы завершатся к 2019 г.

К концу 2010-го мощность солнечных электростанций в Китае достигнет 0,3 млн кВт, к концу 2020-го – 1,8 млн кВт.

Развивается в Китае и использование энергии ветра. Как утверждают эксперты, рост этой экологически чистой отрасли энергетики в КНР идет быстрее, чем в любой другой стране. В 2008 г. с помощью ветра было выработано 12 ГВт. А к 2020-му КНР намерена вырабатывать 100 ГВт в год за счет энергии ветра.

Китай намерен поставить на службу своей экономике и силу воды. Гидроэлектростанции преимущественно будут строиться на реках Цзиньша, Ялун, Даду, Ланцан и Нюй. К концу 2010 г. проектная мощность всех китайских ГЭС составит 190 млн кВт. На долю больших и средних ГЭС придется генерация 120 млн кВт, мелких – 50 млн кВт, гидроаккумулирующих электростанций – 20 млн кВт. К концу 2020 г. показатель мощности вырастет до 300 млн кВт. На долю больших и средних ГЭС придется 225 млн кВт, малых – 75 млн кВт.

Еще одним существенным направлением развития альтернативной энергетики в Китае станет биоэнергетика. В частности, переработка биомассы, метана, пеллетов и жидкого биотоплива. К концу 2010 г. мощность энергии, получаемой путем сжигания этих видов топлива, достигнет 5,5 млн кВт. К 2020 г.у этот показатель вырастет до 30 млн кВт.

Если Китай всерьез возьмется за энергетическую перестройку, это даст большой толчок развитию всей отрасли возобновляемой энергетики в мировом масштабе. Китай готов покупать технологии и внедрять энергетические проекты вместе с другими странами. Для европейских, американских и российских компаний это великолепный полигон внедрения и огромный рынок сбыта.

Альтернатива становится традицией

Кстати говоря, альтернативная энергетика по своим ценовым показателям уже вплотную приблизилась к стоимости электроэнергии из традиционных источников. Так, среднемировая цена за 1 кВт электроэнергии, выработанной на угольной электростанции, составляет $60–80. Столько же стоит киловатт самой дешевой геотермальной энергии, а также энергии, образующейся при сжигании мусора и свалочного газа. По сути, эти дешевые виды энергии уже могут напрямую конкурировать с традиционной энергетикой, но лимитирующим фактором для них служит ограниченное количество мест, где можно реализовать подобные проекты, отмечают аналитики I2BF Venture Capital. Неплохую себестоимость показывает ветряная энергия ($70–80 за кВт). За последний год сильно – на 10–15% – подешевели ветряные турбины. Однако рост стоимости финансирования полностью нивелировал это достижение и даже привел к небольшому удорожанию ветряной энергии. Но при возвращении экономики в спокойное русло подешевеет и долговое финансирование, тогда вполне реально ожидать падения стоимости ветряной энергии примерно на те же 10–15%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в геотермальной энергетике, где выигрыш от удешевления буровых работ полностью нивелировался подорожанием заемных средств. Хотя солнечная энергия выглядит все еще очень дорогой, именно здесь случился наиболее серьезный прорыв. Существенного прогресса добились компании, использующие новые тонкопленочные технологии, которые по себестоимости энергии долгое время шли бок о бок с кремниевыми модулями, но по результатам второго квартала 2009 г. оказались почти на 30% дешевле последних. Таким образом, напрашивается вывод: Поднебесная выбрала действительно перспективную энергетическую дорогу.

Инвестиции в углеводороды

А пока суд да дело, Поднебесная скупает ресурсы, в основном ископаемые. Скупает по всему миру. Так, итогом саммита Китай – Африка в Шарм-эш-Шейхе стало обещание Пекина выделить $10 млрд кредитов африканским странам в обмен на поставки минеральных ресурсов и заключение контрактов на возведение объектов инфраструктуры с компаниями из КНР. Это позволяет Китаю обеспечить свою растущую экономику сырьем, с пользой потратить большое количество дешевеющих долларов США. Подобную систему взаимоотношений КНР начала строить с момента своего проникновения в Африку, еще в 1990-е г. Тогда, благодаря выдаче кредитов без каких-либо политических условий, а также вследствие поставок оружия, Пекин быстро установил дружественные связи с режимами богатых ресурсами африканских стран, которые Запад считал диктаторскими и старался изолировать. Госкомпании КНР получали эксклюзивные права на разработку углеводородов и полезных ископаемых там, где не могли работать западные компании. В итоге сейчас Африка обеспечивает, например, треть нефтяного импорта Поднебесной.

Слово скептикам

Впрочем, не так уж все и радужно с новым глобальным бизнес-проектом Китая. Скептики говорят, что концепция развития альтернативной энергетики не позволит стране полностью отказаться от традиционных видов энергии. Одним из главных сдерживающих факторов в развитии этой отрасли является высокая стоимость электричества, вырабатываемого с помощью альтернативных источников энергии. Фактически на уровень цен, сопоставимый с углем и газом, пока удалось выйти лишь крупным гидроэлектростанциям. И ветряная энергетика, и тем более солнечная полностью зависят от государственных субсидий, без них они будут неконкурентоспособными.

Стоит также учитывать, что в Китае достаточно много дешевого угля, с которым новая энергетика еще очень долго не сможет конкурировать на равных. При этом соперничать новой энергии придется именно с дешевым углем, который в Китае преимущественно используется для освещения и обогрева. Более дорогую нефть, предназначенную для транспортных нужд, заменить чем-то в обозримом будущем вообще не получится. Но едва ли китайское руководство решилось на многомиллиардные вложения в альтернативные источники энергии, не предполагая подобного развития событий. Ведь еще несколько десятков лет назад безосновательность надежд на некое подобие "вечного двигателя" аргументировал академик Петр Капица. Было сказано, что для замены источников ископаемого топлива солнечной энергией нужно построить вдоль всей сухопутной части экватора сплошную полосу солнечных батарей шириной 50–60 км. Совершенно очевидно, что подобный проект в обозримом будущем не может быть реализован – и по техническим, и по финансовым, и по политическим причинам. Далее, последовательно оценивая ветровую, геотермальную, волновую энергетику, а также гидроэнергетику, Капица доказывал, что все эти, на взгляд дилетанта вполне перспективные, источники никогда не смогут составить серьезную конкуренцию ископаемому топливу. 
50 лет при благоприятных условиях

Таким образом, практикой нефтяных контрактов Поднебесная подтвердила свою способность планировать перспективу в пределах 15–20 лет. Судя по заявлениям китайского руководства, одним из основных направлений развития КНР является достижение энергетической независимости или, по крайней мере, сведения к минимуму использования ископаемых углеводородов. О том, сколько времени Поднебесная готова отвести на весь процесс, можно судить по краткосрочным планам и действиям. Как было заявлено, к 2020 г. доля возобновляемых источников будет равна 15%, а "ископаемая энергетика" упадет не ниже 70 с нынешних 80%. Таким образом, двигаясь намеченными темпами, к приемлемому уровню соотношения возобновляемой и "ископаемой" энергетики Поднебесная может подойти где-то к 2060 г. Чтобы понять, останется ли к тому времени еще порох в пороховницах у идеологов китайской модернизации, необходимо обратиться к совсем не энергетическому, казалось бы, проекту под названием "Зеленая китайская стена". Этот проект – попытка правительства КНР помешать исчезновению плодородных земель, остановив наступление пустыни Гоби высаживанием деревьев по ее периметру. Так вот, будучи завершенной к 2074 г., "Зеленая китайская стена" растянется на 2800 миль. Здесь особое внимание нужно обратить на принцип, которому следует китайское руководство, ориентируя население на перспективу: несокрушимость своих установок по развитию страны. А как известно, даже самую невзрачную из них в КНР централизованно продавливают на все сто, чего бы это ни стоило. Поэтому немудрено, что при прочих благоприятных условиях, лет этак через 50 Поднебесная может стать независимой от внешних поставщиков энергоресурсов. Правда, пока никто не может поручиться за то, что в течение этих лет мировая обстановка будет благоприятной. Не зря же Тони Блэр сказал, что Китаю нужно помогать. Однозначно – стерильной среда как вокруг, так и внутри Поднебесной оставаться не сможет. Иначе для чистоты эксперимента снова нужна изоляция от всего мира. Но это не в планах КНР.

Источник: ibud.ua
Просмотров: 1308
Все новости рубрики В мире

© 2005 - 2024 Строительный портал UkrStroy.net